Институт Развития Образования Республики Башкортостан

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Основная цель Центра аттестации педагогических работников (далее Центр) в оптимизации проведения процедуры аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Задачи Центра: Обеспечение исполнения законодательства в области образования в части аттестации педагогических работников; Организационно-методическое, информационное и техническое сопровождение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан; Оказание содействия организациям, учреждениям республики в обеспечении роста профессионализма и компетентности педагогических работников; Организация и проведение научно-методических исследований по вопросам повышения эффективности и качества педагогического труда, личностного профессионального роста педагогических работников; Выявление на основе исследований перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников. Функции Центра: Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Создание информационного банка данных, включающего: 
- нормативно-правовую базу аттестации педагогических работников,
- информацию о составе Аттестационной комиссии и экспертных групп; 
-результаты положительного опыта работы в системе аттестации педагогических работников;

-сведения о педагогических работниках, прошедших аттестацию и аттестующихся.

Прием и регистрация представления работодателей, заявлений педагогических работников о проведении аттестации. Проведение экспертизы представленных материалов педагогических работников, с привлечением членов Аттестационной комиссии. Координация деятельности экспертных групп; участие сотрудников Центра в деятельности экспертных групп различных направлений, осуществление деятельности совместно с Министерством образования Республики Башкортостан по соблюдению единых требований к процедуре аттестации. Организация проведения письменных квалификационных испытаний и тестирования. Обработка результатов. Подготовка проектов приказов для рассмотрения в Аттестационной комиссии о формировании состава экспертных групп, графиков работы экспертных групп, списков аттестующихся, прошедших процедуру аттестации, проектов экспертных заключений. Организация деятельности Центра Деятельность Центра осуществляется в тесном сотрудничестве с Министерством Образования Республики Башкортостан, Башкирской республиканской организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Основные направления деятельности Центра: Планирование, организация, организационно-методическое, информационное и техническое сопровождение аттестации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений начального и среднего профессионального образования. Изучение количественного и качественного состава подлежащих аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждениях; оказание им методической помощи. Разработка и обновление материалов по процедуре аттестации согласно нормативно-правовым документам Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Республики Башкортостан. Проведение обучающих семинаров для руководителей и членов экспертных групп Аттестационной комиссии по вопросам организации аттестации. Проведение выездных семинаров для экспертов, проводящих экспертизу профессиональной деятельности педагогических работников. Организация и проведение выездных семинаров в образовательных учреждениях по вопросам подготовки педагогических работников к аттестации. Проведение индивидуальных, групповых, дистанционных консультаций по вопросам процедуры аттестации педагогических работников. Обобщение опыта работы экспертных групп.

Разработка методических рекомендаций: 

-по оптимизации процесса аттестации; 

-по экспертизе педагогической деятельности, диагностированию уровня квалификации и результативности профессиональной деятельности педагогических кадров;
-по подготовке педагогических работников к квалификационным испытаниям в письменной форме (совместно со структурными подразделениями Института).

Оказание методической помощи экспертным группам в планировании и организации работы по аттестации педагогических работников. 

Список сотрудников Центра аттестации педагогических работников

Лысова Елена Викторовна - директор Центра аттестации педагогических работников 
Мансурова Раиса Галимзяновна – научный сотрудник;
Шагисултанова Олеся Тайфуровна - научный сотрудник;
Хусаинова Лилия Александровна - научный сотрудник;
Яхина Лилия Ураловна – программист;
Нестеренко Татьяна Николаевна – старший лаборант.

График работы 
Центра аттестации педагогических работников
Понедельник – пятница: 9.00-18.00 
Приём и выдача документов:
вторник, среда, четверг – 10.00 – 17.00
Обед: 13.00- 14.00

Контакты: 
Адрес: 450005, г.Уфа, ул.Мингажева, д.120, к.215
Тел: 8-(347)-228-22-01 (2-42) E-mail: attestaci@mail.ru Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript


АТТЕСТАЦИЯ 

Соответствия занимаемой должности
СКАЧАТЬ Рекомендации по формам на категорию для педагогов РБ
СКАЧАТЬ Экспертный лист и самооценкаоценка педдеятельности

ДЕМОВЕРСИИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Соглашение о внесении изменений и дополнений в Отраслевое соглашение между Башкирским рескомом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Республики Башкортостан на 2009-2011 годы

Положение о Комиссии по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан, Положение об экспертных группах по экспертизе профессиональной деятельности педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан и Положение о формах и процедурах проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан, утвержденные приказом Министерства образования Республики Башкортостан от 16.02.2011г. № 196 (зарегистрирован Управлением Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 29 марта 2011г., регистрационный № 1355)

Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

ПРИКАЗ МИНЗДРАВОХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ ОТ 5 МАЯ 2008 Г

Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.10

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ о персональных данных

Приказ о проведении аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений РБ в 2011 году

Перечень пунктов проведения письменных квалификационных испытаний при аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

Перечень пунктов проведения экспертизы при аттестации пед.работников с целью установления соответствия их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Уважаемые члены Аттестационной комиссии! Просим принять во внимание установленный график приема и регистрации заявлений, представлений по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
СКАЧАТЬ
Уважаемые члены аттестационной комиссии! 
Центр аттестации педагогических работников формирует общую базу данных аттестуемых в 4 квартале 2011 года и 1 квартале 2012 года. Информацию не представили 25 муниципальных районов и 7 городских округов.
Просим оперативно, до 28.09.2011 года отправить на электронный адрес attestaci@mail.ru Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript сведения по прилагаемым формам (приложение на 6 листах).
Приложения
Уважаемые члены Аттестационной комиссии!
Просим Вас, сегодня 26.09.2011 г., до 17.00ч., отправить по адресу attestaci@mail.ru Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript уточненные списки членов экспертных групп при Комиссии по аттестации на 2011-2012 учебный год. 
Приложение к приказу № 1 Министерства образования РБ (скачать)
1 января 2011 года введен новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. С целью организованного прохождения аттестации педагогических кадров необходимо информировать коллектив вверенного Вам образовательного учреждения о новом порядке аттестации. Рекомендуем ознакомить сотрудников со следующими документами:
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». 
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и должностей работников образования».
3. Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 16.02.2011 г. № 196 «Об утверждении Положения о Комиссии по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан, Положения об экспертных группах по экспертизе профессиональной деятельности педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан, Положения о формах и процедурах проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан».
4. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников образования и науки РФ от 18 августа 2010г. №03-52/46 с разъяснениями по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений.
5. Письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования РФ от 15.08.2011г. № 03-515/59 с дополнениями к разъяснениям по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений.
6. Соглашение о внесении изменений и дополнений в отраслевое соглашение между Башкирским рескомом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Республики Башкортостан в 2009 – 2011 годы от 03.05.2011 года (зарегистрировано Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 13.05.2011 г. рег. № 6). Рекомендуем оформить стенд по аттестации работников системы образования, отражающий новое положение, образцы документов и другие материалы, касающиеся аттестации. Необходимая информация размещена на сайте www.irorb.ru в разделе «Аттестация педработников».
Вниманию членов комиссии по аттестации педагогических работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений Направляем Вам формы регистрации заявлений педагогических работников, аттестующихся с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям и представлений на педагогических работников, аттестуемых с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Рекомендуем Вам при приёме вышеуказанных заявлений и представлений ознакомить педагогических работников с ФЗ № 152 от 27.06.2006 г. «О персональных данных». 
Приложение в 2-х экземплярах СКАЧАТЬ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Требования к заполнению заявления педагогического работника о проведении аттестации на первую или высшую квалификационные категории 

Общие требования: заявление представляется в печатном виде.

Фамилия, имя, отчество пишется полностью в соответствии с паспортом. место работы указывается в соответствии с Уставом образовательного учреждения, т.е. полное наименование образовательного учреждения, контактный телефон указывается с кодом.

В строке «наличие квалификационной категории»: указывать окончание действия имеющейся квалификационной категории (число, месяц, год).

В строке «Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы»:

Указывать:

На первую квалификационную категорию: 

  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • наличие стабильных результатов освоения обучающимися. воспитанниками образовательных программ и показателей динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

На высшую квалификационную категорию:

  • наличие установленной первой квалификационной категории;
  • владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их в практической профессиональной деятельности;
  • наличие стабильных результатов освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показателей динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

Также результаты профессиональной деятельности педагогических работников можно указывать на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности (утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №761 и «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Сведения о результатах работы могут являться приложением к заявлению.

В строке «Наличие наград, званий, ученой степени, ученого звания» указывать:

  • полное наименование наград и год награждения или присвоения почетного звания;
  • полное наименование ученой степени, наименование учреждения, где состоялась защита диссертации, указывать тему диссертационной работы, год ее защиты;
  • полное наименование ученого звания и год присуждения.

В строке «Сведения о результатах предыдущих аттестаций» указывать:

  • дату аттестации,
  • решение аттестационной комиссии,
  • рекомендации аттестационной комиссии (если они даны).

Вместе с заявлением педагогический работник имеет право представить в Аттестационную комиссию сведения, характеризующие его трудовую деятельность зa период с даты предыдущей аттестации.

Вниманию руководителей и педагогических работников образовательных учреждений Республики Башкортостан 

Внесены дополнения в Отраслевое соглашение между Башкирским рескомом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Республики Башкортостан на 2009-2011 годы.

СКАЧАТЬ

Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

Дополнения к разъяснению по применению порядка аттестации педагогических работников

Приложения к дополнениям к разъяснению по применению порядка аттестации педагогических работников


ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос : Где можно ознакомиться с документами о новом порядке аттестации педагогических работников в 2011 году?

Ответ: С новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, вступившим в силу с 1.01.2011 году и разъяснениями по порядку аттестации можно ознакомиться на сайте www.irorb.ru вкладка «Деятельность ИРО РБ» раздел «Аттестация педработников».


Вопрос: Есть ли возможность узнать тесты для аттестации педагогических работников на 1 и высшую категории?

Ответ: Тесты для аттестации педагогических работников составлены. На данный момент они проходят экспертизу у специалистов. После экспертного заключения и утверждения демоверсии тестовых вопросов будут опубликованы на нашем сайте.


Вопрос: Планируются ли изменения в Порядок аттестации педагогических работников, предусматривающие возможность прохождения аттестации педагогическими работниками негосударственных образовательных учреждений, а также педагогическими работниками учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, не являющихся образовательными учреждениями?

Ответ: Для распространения Порядка аттестации педагогических работников, установленного для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, на педагогических работников образовательных учреждений, не являющихся государственными или муниципальными, а также педагогических работников учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, не являющихся образовательными учреждениями, требуется внесение соответствующих изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования. В настоящее время в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а в соответствии со статьей 29 указанного закона, определяющей полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, - организация и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений. Вместе с тем, негосударственные образовательные учреждения, а также другие учреждения и организации, в которых имеются должности педагогических работников, могут самостоятельно принимать решение о проведении аттестации педагогических работников в порядке и на условиях, определяемых этими учреждениями и организациями с учетом положений, предусмотренных статьями 81, 82 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ). При этом может быть использован порядок аттестации, установленный для педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Результаты такой аттестации другой работодатель вправе не учитывать, так же как могут не учитываться в негосударственных образовательных учреждениях результаты аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.


Вопрос: Какова максимальная продолжительность сроков проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности (от ознакомления с представлением до принятия решения аттестационной комиссией)?

Ответ: Порядок аттестации педагогических работников с целью подтверждения их соответствия занимаемой должности не предусматривает какой-либо продолжительности ее проведения для самих педагогических работников. Основанием для проведения такой аттестации является представление работодателя, с которым он в соответствии с пунктом 20 Порядка аттестации педагогических работников должен ознакомить педагогического работника под роспись не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации, а также обязан довести до его сведения письменно информацию о дате, месте и времени проведения аттестации также не позднее, чем за месяц до ее начала в соответствии с пунктом 21). Принимая во внимание, что до сведения педагогического работника не менее чем за месяц доводится конкретная дата, место и время аттестации, а не сроки ее проведения, процедура аттестации должна в отношении данного работника завершиться в тот же день. Кроме того, необходимо учесть, что аттестация с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности не предусматривает создание каких-либо экспертных групп для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности, как это установлено пунктом 7 Порядка аттестации педагогических работников при проведении аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей). Оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности при аттестации с целью подтверждения его соответствия занимаемой должности дает в представлении работодатель, а в назначенную конкретную дату и время педагогический работник проходит в месте проведения аттестации квалификационное испытание в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением им педагогической деятельности по занимаемой должности.


Вопрос: Продлеваются ли сроки действия квалификационных категорий педагогическим работникам, если срок их действия заканчивается в период нахождения их в отпусках по уходу за ребенком, в период длительной болезни и в период нахождения в длительных отпусках, предоставляемых в соответствии со ст. 335 Трудового кодекса РФ и ст. 55 Закона РФ «Об образовании», а также в случаях, когда до наступления возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости, осталось не более 1-2 лет? Если нет, то, каким образом можно поддержать учителей и других педагогических работников, у которых в связи с окончанием срока действия квалификационной категории резко снижается размер заработной платы?

Ответ: Порядок аттестации педагогических работников не предусматривает продление сроков действия квалификационных категорий. Вместе с тем, новый порядок аттестации педагогических работников во многом упрощает обращение в аттестационную комиссию, поскольку: - не устанавливает сроков подачи заявления; - не содержит каких-либо ограничений в прохождении аттестации для установления соответствия уровня квалификации работника требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории. Ограничения предусмотрены только для педагогических работников, претендующих на высшую квалификационную категорию, в связи с тем, что на нее могут претендовать только педагогические работники, имеющие первую квалификационную категорию, причем не ранее чем через 2 года после ее установления, и подавшие заявление в аттестационную комиссию не позднее последнего дня действия первой квалификационной категории. Из этого следует, что педагогический работник, претендующий на первую квалификационную категорию, может обратиться в аттестационную комиссию в любое время, в т.ч. в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком либо непосредственно после выхода из него. Педагогическому работнику для сохранения уровня оплаты труда, с учетом ранее имевшейся квалификационной категории целесообразно обращаться в аттестационную комиссию заранее, как правило, не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия имеющейся квалификационной категории, учитывая, что для рассмотрения заявления отведен один месяц, а для проведения аттестации – два месяца. Что касается оплаты труда педагогических работников, у которых в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком истек срок действия квалификационной категории, то образовательное учреждение может предусмотреть такую дополнительную гарантию при выходе на работу путем сохранения уровня оплаты труда по ранее имевшейся квалификационной категории в коллективном договоре, поскольку в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя для работников могут устанавливаться условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами. Кроме того, такие же дополнительные социально-трудовые гарантии могут закрепляться в отраслевых соглашениях, заключаемых на всех уровнях социального партнерства – федеральном, региональном и местном, которые будут обязательны для выполнения образовательными учреждениями. В Республике Башкортостан принято соглашение о внесении изменений и дополнений в Отраслевое соглашение между Башкирским рескомом Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Республики Башкортостан на 2009-2011 годы, согласно которому «Педагогическим работникам, у которых срок действия квалификационной категории истекает в 2011 году, по личным заявлениям имеющаяся квалификационная категория продлевается решением Комиссии по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Республики Башкортостан до прохождения ими аттестации в 2011 году» Согласно складывающейся практике, отраслевые соглашения, действующие в сфере образования во многих субъектах Российской Федерации, предусматривают для различных категорий педагогических работников, в том числе для педагогических работников, приступивших к работе после нахождения в отпуске по уходу за ребенком, сохранение на период до одного года уровня оплаты труда, с учетом имевшейся у них квалификационной категории.