Общие сведения о библиотеке
Библиотека МОБУ СОШ с.Халилово была образована в январе 1964 года
Библиотека организует свою работу в направлении «Информатизация деятельности школьной библиотеки».
Штат библиотеки — 1 работник.
Общая площадь - 42 квадратных метра.
Основные задачи библиотеки школьной библиотеки
- обеспечение участникам общеобразовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); коммуникативном (компьютерные сети);
- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
- формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации;
- совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора, подготовка конкурентоспособных выпускников, готовых к успешному продолжению образования в высших учебных заведениях;
- воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности, уважения к фундаментальным правам и свободам человека, разным культурам и языкам, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье;
- формирование здорового образа жизни.
Основные цели библиотеки:
- содействие формированию мировоззрения читателей;
- пропаганда среди читателей общечеловеческих нравственных ценностей;
- организация систематического чтения обучающихся и досуга в условиях библиотеки с учётом интересов, потребностей, возрастных особенностей обучающихся;
- гражданское воспитание учащихся;
- правовое, экологическое и эстетическое воспитание школьников;
- информационная поддержка образовательной и самообразовательной деятельности;
- подготовка читателей к жизни в условиях информационного общества;
- адаптация к современному сложному информационному пространству;
- формированию информационной компетентности обучающихся.
Основные функции библиотеки:
Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:
- комплектование универсального фонда учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
- пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений;
- аккумулирование фонда документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении;
- осуществление размещения, организации и сохранности документов;
Создание информационной продукции:
- Осуществление аналитико-синтетической переработки информации;
- организация и ведение справочно-библиографического аппарата:
- разработка рекомендательных библиографических пособий (списки, обзоры, указатели, бюллетени);
- обеспечение информирования пользователей об информационной продукции;
- осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания обучающихся:
- предоставление информационных ресурсов на различных носителях на основе изучения интересов и информационных потребностей;
- создание условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствование развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах);
- организация обучения навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействие интеграции комплекса знаний, навыков и умений работы с книгой и информацией;
- оказание информационной поддержки в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
- организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры личности, содействие развитию критического мышления;
- содействие членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся;
- осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания педагогических работников:
- выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов, связанных с обучением, воспитанием и здоровьем обучающихся;
- выявляет информационных потребностей и удовлетворение запросов в области педагогических инноваций и новых технологий;
- создание банка педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществление накопления, систематизации информации по предметам, разделам и темам;
- организация доступа к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
- способствование проведения занятий по формированию информационной культуры, проведение практических занятий по работе с информационными ресурсами;
Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания родителей:
- удовлетворение запросов пользователей и информирование о новых поступлениях в библиотеку;
- консультирование по вопросам организации семейного чтения, ознакомление с информацией по воспитанию детей;
- консультирование по вопросам учебных изданий для обучающихся.
Нормативные документы школьной библиотеки:
- Положение о библиотеке
- Правила пользования библиотекой.
- Должностные инструкции заведующего библиотекой.
- План работы библиотеки.
Наличие отчётной документации
- Книга суммарного учета основного и учебного фонда
- Книга учета документов на нетрадиционных носителях
- Инвентарные книги основного и учебного фондов
- Журнал учета книг и учебников, принятых от читателей взамен утерянных
- Дневник библиотеки
- Папка регистрации накладных
- Папка актов движения фондов
- Картотека выдачи документов основного фонда
- Журнал выдачи учебников
- Тетрадь временной передачи учебников между школами района
Выписка из правил работы библиотеки
- Все обучающиеся школы могут быть читателями (пользователями) школьной библиотеки.
- Читатель имеет право пользоваться книжным фондом и справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, Интернет-ресурсами
- Читатель может получать на руки до 5 книг сроком до 15 дней. ¨
- Обмен произведений печати и CD – дисков, работа со справочными материалами, доступ в Интернет производится по графику работы, установленному библиотекой.
Массовая работа
- Проведение тематических библиотечных уроков
- Организация конкурсов и викторин среди читателей
- Подготовка и проведение устных журналов
- Создание и организация просмотра рекламных роликов в помещении библиотеки
- Информирование читателей о новых поступлениях в библиотеку
Выставочная работа
- Оформление книжных выставок
- Оформление информационных стендов
- Организация тематических и возрастных подборок книг
- Организация выставок творческих работ учащихся
Индивидуальная работа с пользователями
- Библиотека оказывает помощь читателям в отборе информации, в оформлении ими творческих работ, проводит консультации по правилам пользования библиотекой, её СБА, организует работу по использованию Интернет-ресурсов.
- Библиотека проводит работу с читателями по сохранности книг и учебников, информирует родителей о наличии учебников и замене книг и учебников, утерянных читателями.